На главную

Общие принципы терапии




Терапия синдрома раннего детского аутизма включает в себя психофармакотерапию, психотерапию (индивидуальную, семейную и др.), коррекционно-педагогическую работу. Психофармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений, вегетососудистой дистонии, на активацию ребенка и снижение психического напряжения.

Терапия раннего детского аутизма предполагает, прежде всего, постоянное сотрудничество специалистов различного профиля — психиатров, психологов, педагогов, логопедов, музыкальных работников и др. с родителями. Совместно отрабатываются способы обучения родителей игре с аутистичными детьми, привитие навыков самообслуживания. Родителям разъясняется характер имеющихся у ребенка трудностей и способы преодоления нежелательных форм поведения.

Комплексное лечение синдрома включает в себя 3 основных направления: 1) применение методик специального обучения и воспитания (коррекционно-педагогическая работа); 2) психотерапевтическая работа с больным ребенком; 3) семейная психотерапия.

Методики специального воспитания и обучения включают: а) обучение повседневным навыкам (поведение в трудных для больного ситуациях — застегивание пуговиц, стрижка волос, выход на улицу и др.); б) обучение навыкам речевого общения, жестам (в первую очередь языковым шаблонам приветствия, прощания, обращения, просьбы); в) обучение движениям, пластике (танцы под музыку, занятия в группах ЛФК, обучение плаванию, ходьбе на лыжах); г) при выраженной задержке развития используют обучающие игры («надень кольцо», «цветное лото», «разложи по форме, цвету», игры по правилам, игры, создающие зрительные аналоги языка).

Психотерапевтическая работа проводится в небольших группах детей по 4-5 человек. Занятия проводят врачи или психологи, на каждого ребенка необходим один взрослый. Вначале — активное вовлечение детей в действия с игрушками, впоследствии — расширение диапазона игр и переход к речевым контактам. Для более старших детей применимы практически все методы психотерапии, в том числе диагностические полиморфные группы (пациенты с различными психическими заболеваниями).

Семейную психотерапию следует проводить в 3 этапа: 1) индивидуальная психотерапия каждого из членов семьи (помощь родителям в осознании нецелесообразности полного отказа от себя во имя ребенка и смирении с мыслью о его заболевании); 2) коррекция внутрисемейных отношений в целом (совместное наблюдение и обсуждение поведения ребенка с целью достижения понимания его потребностей); 3) привлечение родителей к медико-педагогической работе.

Вариантом индивидуальной психотерапевтической работы родителей с ребенком является холдинг-терапия. Методика включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках родителей до полного его расслабления. Психологическим обоснованием холдинга (удержание на руках, тесный телесный контакт с матерью) является то, что он противопоставлен типичному аутистичному поведению, направленному на избегание контактов с близкими.


Copyright © 2011 mydexterity.ru | Клиническая психиатрия раннего детского возраста