На главную

Патогенез




В рамках концепции психического дизонтогенеза В. В. Ковалева патологические привычные действия рассматриваются как продуктивно-дизонтоге-нетические феномены регрессивного характера, отражающие недостаточность созревания отдельных функциональных систем мозга. При этом типичная для того или иного возраста форма психического расстройства определяется, в первую очередь, не этиологическим фактором, а степенью зрелости мозга. Так, например, возникновение в младенческом возрасте сосания пальцев связано с соматовегетативно-инстинктивным уровнем психического реагирования (сосание — врожденный безусловнорефлекторный автоматизм).

Некоторые патологические привычки формируются как фиксация свойственных возрасту физиологических действий, имеющих филогенетическую природу. Так, сосание пальца в младенческом возрасте — ком-пенсаторный феномен, облегчающий засыпание. Он встречается у некоторых видов млекопитающих (сосание лапы у медведей во время зимней спячки).

Ю. С. Шевченко разработана патогенетическая концепция патологических привычных действий на основе клинико-онтогенетического и этиологического подходов. Показана инстинктивно-филогенетическая основа некоторых форм поведения ребенка, являющихся нормативными аналогами патологических привычек. В раннем возрасте это врожденные проявления пищевого, исследовательского, игрового поведения, груминг-поведения, обеспечивающие эффективное успокоение и засыпание ребенка, вызывающие положительные эмоции и т. д. Под влиянием неблагоприятных средовых факторов эти «прообразы» патологических привычек могут закрепляться на мотивационном уровне и превращаться в патологические привычные действия. Многие феноменологические сходные с патологическими привычками действия могут быть либо естественным проявлением возрастной фазы развития, либо безобидной индивидуальной привычкой. Патологические привычки и внешне сходные с ними физиологические аналоги поведения ребенка особенно важно дифференцировать в раннем возрасте.


Copyright © 2011 mydexterity.ru | Клиническая психиатрия раннего детского возраста