На главную

Гуление




Звуки гуления появляются со 2-го месяца жизни, постепенно выделяясь из структуры крика-плача, компонентом которого они изначально являются.

Первоначально в крике превалируют компоненты, воспринимаемые при фонетической интерпретации как гласные «а» и «э». Они доминируют среди всех речевых сигналов первого года жизни. По данным Г. А. Куликова, П. Г. Андреевой, М. И. Павликовой, звуки, напоминающие согласные — «х» и «к» и их сочетание «кх», или короткие сигналы типа «эхе», «кхе», «ах» включаются в крик-плач и сопровождают некоторые врожденные реакции ребенка — хныканье, покашливание. С 2-3 мес разнообразие гласноподобных звуков и сочетание согласноподобных с гласноподобными увеличивается.

Возникновение первых звуков тесно связано с мимико-соматическим комплексом, в котором артикуляционная активность сочетается с эмоциональным (улыбка) и статокинетическим (поза, движения) компонентами. В состав «комплекса оживления» входят: замирание (сосредоточение), улыбка, вокализации, двигательное возбуждение. Они обеспечивают выделение ребенком взрослого из окружающей среды (замирание), эмоциональное (улыбка) и голосовое (гуление) взаимодействие, активное привлечение внимания взрослого к общению (двигательное возбуждение). «Комплекс оживления» на предмет проявляется в виде двух компонентов (сосредоточение и движения). Присутствие взрослого приводит к появлению улыбок и вокализаций, что позволяет рассматривать «комплекс оживления» не только как реакцию на внешний стимул, но и как акт общения. Вначале артикуляционная составляющая мимико-соматического комплекса самая слабая. Издаваемые звуки короткие и тихие, напоминающие протяжное «э». Передать их в точности невозможно, так как в языке взрослых нет аналогов произносимым ребенком звуков. В 2-4 мес появляются короткие — гуканье, затем певучие и протяжные звуки — гуление (4-6 мес). Вследствие активирующего влияния взрослого компоненты «комплекса оживления» все более обособляются и с 4 мес каждый из них проявляется по отдельности.

В период гуления первыми появляются наиболее легкие для произношения гласные звуки (а, о, у, э). Развитие органов артикуляции приводит к спонтанному возникновению некоторых согласных. Вначале развиваются губные (п, б, м), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с актом глотания и постоянно оттянутым, приподнятым корнем языка (из-за лежачего положения ребенка). Мягкие согласные появляются раньше твердых. В процессе фонемообразова-ния происходит усвоение различных признаков звуков, а не слуховых образов слов. Окончательно процесс фонемообразования завершается к концу 1-го года жизни.

Звуки гуления, в отличие от крика-плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Гуление — это своеобразная «игра» органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. До 3 мес голосовая активность не зависит от работы слухового анализатора. После 3 мес произношение осуществляется под контролем слуха. Ребенок проявляет интерес к собственным вокализациям, прислушиваясь и повторяя их (феномен аутоэхолалии).

Способность к звукопроизношению у большинства детей во многом определяется способностью прислушиваться к оттенкам и интонациям голоса взрослых, следить за движением губ и выражением лица говорящего. Другая часть детей вокализует только в одиночестве, слушая самих себя. Третьи практически не проявляют интереса к речи, предпочитая зрительные впечатления.


Copyright © 2011 mydexterity.ru | Клиническая психиатрия раннего детского возраста