На главную

Лепет




Появляется в возрасте 5-6 мес и представляет собой сочетание согласных с гласными. Формируются первые слоги, наиболее употребимые из которых — «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» — стали обозначать ближайших ребенку родственников. Слоговый уровень языкового развития служит основой для дальнейшего усвоения фонетики. С его появлением можно говорить о начале синтагматической организации речи — соединении отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте.

Вначале лепет носит самопроизвольный (аутоэхолалический) характер. Ребенок вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появление эхолалии (имитационного звукоподражания) приводит к быстрому росту употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер: младенец смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное. Важную роль при этом играет способность управлять артикуляционным аппаратом на основе зрительного и слухового восприятия. К 8-му месяцу звуковой состав усложняется звукосочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла», «дла» и др. Чаще употребляется гласный «и». Возникает «о» как самостоятельный звук. Лепет начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению разных слогов (стадия словесного лепета).

Исследования звукового состава лепета позволили установить ряд его закономерностей: 1) наличие в составе лепета большей части звуков, несвойственных русскому языку; 2) разнообразие и тонкая дифферен-цировка; 3) замещение труднопроизносимых звуков близкими по артикуляции; 4) зависимость овладения произношением от преимущественного развития голосового аппарата; 5) зависимость последовательности появления звуков от сложности их произношения.

В последней четверти первого года жизни наиболее ярко проявляется индивидуальность в освоении языка. У одних детей преобладает лепет с небольшим набором звуков без слов, у других — при отсутствии лепета к 9 мес появляются первые 2-3 слова, их количество нарастает до 20 к 11 мес. Третьи демонстрируют способность к звукоподражанию при отсутствии лепета и первых слов. На 9-м месяце лепет приобретает точный и дифференцированный характер. Возможно произношение сочетаний «ма-ма», «ба-ба» вне связи с определенными людьми (двуслоговый лепет). К концу 1-го года в наборе голосовых проявлений ребенка отмечаются лепет, звукоподражания, первые слова.


Copyright © 2011 mydexterity.ru | Клиническая психиатрия раннего детского возраста