На главную

Развитие понимания слов




Развитие понимания слов начинается задолго до их произношения. Со 2-го полугодия развивается способность связывать слова с действиями и предметами. Возникает новый — ситуативно-деловой тип общения — на основе понимания ребенком слов. О развитии понимания слов свидетельствуют следующие феномены: ребенок «ищет» глазами называемый взрослым предмет, использует при назывании указательный жест, понимает значение некоторых просьб.

Для установления связи между словом и предметом необходимо дифференцированное восприятие образа предмета, целостное восприятие звукового образа слова и умение выполнять требование взрослого по употреблению слова в определенной ситуации. Усвоение значения слова как обобщенного понятия совершается путем включения предмета в совместную деятельность ребенка и взрослого. Развитие понимания слов приводит к возрастанию роли слова как регулятора поведения. Если в 1-й половине 2-го года жизни обращение к ребенку нуждается в подкреплении преимущественно жестом, действием, показом предмета, то уже в полтора года без соответствующих слов трудно заставить ребенка выполнить ту или иную просьбу.

В возрасте 1 года наиболее выражен разрыв между понимаемым и употребляемым словарем.

Возможность понимания речи тесно связана с развитием функции обобщения.

В первые месяцы жизни слово для ребенка является компонентом комплексного раздражителя, в который входят также? положение тела, обстановка, вид говорящего, голос, интонация. Постепенно слово замещает весь комплекс, становясь к концу 1-го года самостоятельным раздражителем, замещающим весь набор ощущений и ситуации, с ним связанные. Ребенок самостоятельно соотносит звучание с образом предмета. На следующих этапах происходит обобщение однородных (конец 2-го года) и разнородных предметов (3-3,5 года).

В возрасте 1 года ребенок обобщает слова по следующим признакам: функциональному назначению, местонахождению, внешнему сходству, звукоподражанию. В период от 1 до 2,5 лет дети проходят 3 стадии развития обобщений: 1) группирование предмета по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще цветовым; 2) объединение зрительных и тактильных образов в единое представление, неразличение постоянных и изменчивых признаков; 3) вычленение наиболее существенных признаков в ряду сопоставляемых предметов.


Copyright © 2011 mydexterity.ru | Клиническая психиатрия раннего детского возраста