На главную

Развитие словаря




Между появлением первого и второго слова имеется значительный временной промежуток. У большинства детей он составляет 1 мес. Период с момента появления первого слова до начала непрерывного нарастания словаря составляет у разных детей от 2 до 5 мес.

До полутора лет темпы нарастания активного словаря незначительные. В полтора года ребенок использует в речи 30-40 слов. Далее наблюдается «скачок» в росте словаря, и в возрасте 2 лет их количество составляет уже 200-300.

С 2 до 3 лет словарь ребенка увеличивается неравномерно. Наряду со «скачками» в его развитии отмечаются периоды застоя и регресса. Замедление развития слов особенно выражено с 1 года 8 мес до 1 года 10 мес, что связано с накоплением новых «акустических впечатлений» и развитием новых видов произвольной деятельности. Остановка в приросте словаря объясняется также трудностями освоения звукового произношения слов. Наряду с овладением новыми словами ребенок в этот период совершенствует произношение слоговых звукосочетаний (лепета). Это способствует «звуковому обобщению» слов.

Для оценки развития активной речи наиболее значимым является оценка уровня развития инициативных речевых высказываний ребенка (активных обращений ребенка к взрослым). У детей первых лет жизни существует два принципиально отличных друг от друга словаря — инициативный и имитируемый. Имитируемый словарь связан с пассивным подражанием слышимой речи взрослых и осваивается ребенком относительно легко. К 5-6 годам ребенок «пассивно» владеет почти всем лексиконом взрослого человека, но в речи может использовать только 30 % потенциально произносимого запаса. Инициативный словарь включает набор слов, активно используемых ребенком в общении. Процесс его развития более сложен и продолжителен, чем в случае имитируемого словаря.

В общении со взрослым ребенок 1-й половины 2-го года жизни чаще слов использует лепетные звукосочетания, сопровождаемые жестами. Помимо употребления осмысленных слов, у детей наблюдается особая форма речевой активности, называемая «игра в слова» («бормотание», «детский жаргон»). Произносимые при этом звукосочетания неразборчивы на слух, но в целом производят впечатление стройной речи. Взрослые считают, что если бы ребенок произносил слова медленнее, то их можно было бы разобрать. «Игра в слова» представляет собой разновидность аутоэхолалии второго года жизни, важную для совершенствования механизмов словообразования.

Особого внимания заслуживает феномен «детского словотворчества» (детских неологизмов), встречаемый у 88 % детей. Он проявляется в расчлененном воспроизведении слов. Каждая морфема, входящая в состав детского неологизма, присутствует в целых словах, но в отдельности не встречается. Детские неологизмы возникают из-за неспособности ребенка сочетать при произношении в слове одновременно 2-3 согласных звука, а также вследствие неотчетливости произношения звуков, замены одних звуков другими, замены слова звукосочетанием.

Порядок овладения частями речи также обусловлен сложностью их произношения: вначале существительные, затем глаголы, употребляемые вместе с существительными или несколько позже них, и, наконец, междометия, прилагательные, союзы. Раньше других глаголов появляются глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме. Грамматический строй речи осваивается, как и словарь, преимущественно путем подражания. В первую очередь усваиваются категории с конкретным значением.

С 18—19 мес отмечается новый скачок в росте словаря. Появляется двусловное предложение, представляющее собой сочетание существительного в функции наименования и глагола в повелительном наклонении. Спустя 2-4 мес ребенок начинает произносить предложения из 3 слов.


Copyright © 2011 mydexterity.ru | Клиническая психиатрия раннего детского возраста